Бизнес на орхидеях

Бизнес на орхидеях
Как и у любой женщины, у нее были любимые цветы. Но еще в студенческие годы она за­метила, что орхидеи любят все без исключения. Ведь су­ществует около 30 тыс. ее видов, сре­ди которых можно встретить самые разнообразные расцветки и строе­ние цветков, способные удовлетво­рить любые вкусы. Ее утонченность с изяществом форм и ароматов, овеянных легендами, в которых от­разились культура и традиции того или иного народа, сделали орхидею самым дорогим из цветов. Поскольку в недалекие времена их еще не было в массовой продаже, стремление ближе познакомится с ними привело ее к знакомству с основателем отече­ственной школы орхидологии — Та­тьяной Михайловной. Тут Светлана стала одним из лучших спецов по ор­хидологии, а главное — научилась их размножать микроклонально. А ког­да на одной из конференций она уз­нала про отдельные экземпляры и их стоимость (десятки тысяч у.е.) у зару­бежных специалистов, решение уйти в собственное плавание созрело.
Как известно, орхидеи невозмож­но вырастить из семян. Во-первых, для этого требуется специальная сре­да (например, микоризные грибы), а во-вторых, не закрепляются ценные признаки. Остается чуть ли не един­ственный вариант, которым они к нам и поступают: закупка посадоч­ного материала за рубежом, клони­рование и адаптация в теплице с до­ведением до цветущего состояния, в котором их и отправляют в торго­вую сеть с наценкой. Сегодня такие орхидеи в горшочках продаются по цене более 8-10 у.е. в цветоч­ных магазинах. Поскольку техникой клонирования она овладела, мысль размножить из нескольких черен­ков тысячи штук и реализовывать их (причем самых разных видов) стала отправной точкой ее начинания.
 
ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Это было первой сложностью, поскольку еще недавно некоторых групп орхидей у нас вообще не виде­ли. Даже сегодня почти не встретишь, например, орхидеи со знаком «РСС/А0S». Это знак высшей награды аме­риканского орхидного общества — Orchid Society (AOS).
А ездить по свету слишком на­кладно. Выручило то, что в те годы знакомые открывали страны Востока. Приходилось просить их привезти че­ренки или луковицы орхидей. Напри­мер, во Вьетнаме несложно купить их по цене 40-50 донгов и провезти в ручной клади (в багаже есть риск заморозить). А вот в Таиланде за­прещен вывоз земли, даже на корнях цветов. Приходилось предупреждать, чтобы они отмыли ее и поставили в пластиковую банку с водой, кото­рую опять же просила везти только в ручной клади. Таможня в Таилан­де следит лишь, чтобы не вывозили землю, цветы в воде пропускает без проблем. Удобно ли было просить? Сначала не очень, но красота орхидей столь заманчива, что подруги и сами загорались желанием иметь такую у себя дома. Вскоре они уже сами предлагали свои услуги. Даже сегодня привозят что-то необычное и просят размножить такую редкость. Иногда приходилось пускать вход женское обаяние. Например, в Болгарии, рас­сматривая коллекцию одного цвето­вода, она заметила экземпляр из Ве­несуэлы, за который, по его словам, английская королева согласилась бы променять свою корону. Изображать восхищение не пришлось, а когда попросила отломать и подарить мне красивое соцветие, видимо удалось обаять его.
Найдя фрагменты ценных видов, Светлана методом in vitro приступила к их размножению. Поскольку каллусную ткань получают из эксплантов листьев и соцветия, достаточно даже лепестка (как в случае с люби­телем Болгарии), чтобы за год полу­чать до 5000 клонов с одного расте­ния. Это и неудивительно — в мире среди промышленных лабораторий по культуре тканей орхидея сегодня на первом месте по количеству раз­множаемых экземпляров. Большин­ство из них для создания чистой куль­туры, главным образом, используют культуру почек, некоторые исполь­зуют каллусную культуру и сомати­ческий эмбриогенез, как дополни­тельные методы для получения чи­стой культуры. Делая поверхностную стерилизацию эксплантов, иногда приходилось прибегать к антибио­тикам, убивающим микробиальную флору внутри ткани. Важно выбрать антибиотик. Это один из показателей мастерства специалиста (и не всегда оздоровление экспланта при этом удается). Но в основном проблем не было, и очень скоро в пробирках красовались тысячи будущих орхи­дей. И тут Светлана приняла одно из главных решений в жизни. На име­ющиеся сбережения закупила около 6 тысяч новых пробирок с другим не­обходимым оборудованием для размножения и часть субстрата для рас­тений. Лишь когда недостроенный га­раж превратился в подобие рабочей лаборатории, оставив аспирантуру со скромной аспирантской стипенди­ей, она занялась привычным делом. Несложная арифметика вскружила голову, когда прикинула сумму воз­можного дохода, если их из пробирки довести до цветения и реализовать.
Для адаптации и доведения до цветения еще нужна была тепли­ца, причем зимняя. Сначала иска­ла подходящие варианты аренды, но вскоре решила отказаться от еже­месячной платы в 300 дол. За год натекла бы такая сумма, что вполне можно было построить собственную. Благо в студенческие годы в тепли­цах разбиралась лучше всех на курсе. Но поскольку сумма строительства новой с нуля была неподъемной, пристроила к гаражу деревянный каркас, наподобие тех теплиц, что у многих на огородах, накрыв его ли­стами поликарбоната и оснастив лю­минесцентными лампами с обогре­вательной печью. Для пользования ночным тарифом пришлось потра­титься на многотарифный счетчик. В такой теплице на поддонах разме­стила пластиковые стаканы, объемом 0,5 л. Их практически не пришлось покупать — они в изобилии были разбросаны во многих местах род­ного села. Оставалось сделать в них дренаж и засыпать субстратом. Для орхидей он состоит из смеси вер­хового торфа, коры хвойных пород, сфагнового мха и лесной подстил­ки. Второй и четвертый компоненты были в изобилии — вокруг лесистая местность, а дрова для печи завозили в основном из сосны. Наиболее слож­но было зимой — приходилось вста­вать каждые 3 часа подбросить дров, а вот в случае с углем — достаточно одного раза за ночь. Этот год был са­мым трудным. Уверенность пришла по мере приближения цветения. Во­обще же орхидеи она рекомендует покупать только цветущими. Извест­но немало случаев, когда купленная орхидея вообще не зацветала. Даже при появлении бутона — путь до цве­тения очень сложный. Например, сбросить их этот капризный цветок может при незначительных стрессах. И незадолго до цветения решилась начать поиски помещения для мага­зина. Такую торговую точку нашла в людном месте. Но еще до того по­сыпались заказы. В селе информация распространяется довольно быстро, и когда к ней стали приходить на экс­курсии местные жители, очень скоро они возвращались за покупкой.
Так что к аренде магазина пло­щадью 50 м2, стоимостью 300 дол. в месяц, она была уже с прибылью и оформила свидетельство частного предпринимателя.
Еще со студенческих лет Светлана усвоила главное правило бизнеса — предложить то, чего нет у конкурен­тов. В то недалекое время орхидей не было ни у кого, лишь традицион­ные розы, хризантемы, гвоздики, кал­лы, герберы... Из заграничных зна­комств ей было прекрасно известно, что лицо цветочного магазина — его витрины, конечно пришлось потра­тится на ремонт. Зато все затраты удалось отбить уже через полгода.
На 7-8-й месяцы уже могла позво­лить себе закупать и реализовывать также горшки, кашпо, удобрения, подарочную упаковку и фурниту­ру, нанять реализаторов. Еще одно преимущество — в магазине были представлены самые разнообразные из орхидей: и группы «фаленопсис», и «цимбидиумы», и «башмачки Ве­неры» (группа «пафиопедиллум» — авт.), и «каттлеи», и орхидеи Древней Индии — «Ванды». И еще одно пре­имущество — цена. Если продавцы классического набора цветов закупа­ли их и продавали, накручивая цену вдвое, то у Светланы цена оставалась демократичной, а на 8-й день — на­чинала снижать ее. Ввиду дармово­го посадочного материала прибыль получалась хорошей. И Светлана решилась вложить вырученную при­быль в открытие второго магазина в другом месте, и конечно — в стро­ительство новой крупной теплицы. Необходимостью стало и приобре­тение автомобиля. Для открытия цветочного магазина понадобились разрешение органа пожарного над­зора, заключение сан-эпид. станции на помещение, письмо-согласование управления торговли на размещение магазина. Кроме того, проверяющие обращают внимание на книгу жалоб и предложений,   торговый   патент.
Для получения торгового патента пришлось подать заявку в Миндоходов и сборов. Ну и обязательно для каждого предпринимателя наличие кассового аппарата. Времени эти по­ходы по инстанциям отняли немало, как и получение разрешения на стро­ительство теплицы.
Отечественная реальность всегда создаст проблемы. Про «крышевание» бизнеса приходилось слышать не раз, и Светлана была к этому го­това, но первое столкновение всегда оставляет осадок. Она была сторон­ницей крутых мер и, столкнувшись с этим явлением, разорвала аренду. Этот шаг не был рискованным — к тому времени в теплице красова­лись подрастающие цветы в про­зрачных горшочках, и оптовые за­казы поступали все чаще. А теплице в родном селе не грозили подобные проблемы, да и мотаться в город к магазинам стало ненужным. Так что прибыль хоть и стала периодической, но хлопот поубавилось.
Но тут поджидала вторая пробле­ма — орхидеи стали массово встре­чаться в торговой сети. Но даже при этом орхидея остается самым до­рогим из цветов. И к Светлане обра­щаются уже не так часто по поводу покупки цветущей, как с просьбой клонировать за определенную пла­ту. До цветения уже доводят сами. «В таких теплицах, которые первой построила я»,— говорит Светлана. — «иногда просят размножить земляни­ку, герберу, антуриум. Почти всегда отказываю. Ведь делать это без разре­шения автора сорта — преступление, хотя у нас такое пиратство пока про­ходит. А вот в случае с орхидеями это не являлось пиратством, поскольку у привезенных видов из экзотических стран хозяина не было. Да и с ситуа­цией в орхидологии еще недавно по­добное допускалось». Остается вос­хищаться моральными качествами Светланы. В наше-то время...
Сегодня ее доходы уже не измеря­ются десятками тысяч, но орхидей­ная теплица по прежнему забита эк­зотикой, а пробирки не пустуют. Хотя в них наряду с орхидеями теперь появились не менее эффектные анту­риумы, герберы. Но посадочный ма­териал не продается, а реализуются лишь цветы. Вроде бы в наше нелег­кое время многим стало не до цветов, но привлекательная цена не умень­шает количество клиентов, и Свет­лана стала задумываться о продаже бизнеса. «Все что хотела от бизнеса, я уже получила,— говорит она. — Все, что нужно для счастья, уже приоб­рела. Теперь, надеюсь, замаячило и женское счастье».
Невольно вспоминается выраже­ние «дикая орхидея» — цветок вос­хитительный, эффектный, но и ка­призный, требующий особого ухода. И понимаешь смысл восточной пого­ворки — «тот, у кого получилось вы­растить орхидею, сможет преодолеть все проблемы и будет счастливым».