Метод диагностики минерального питания растений

Метод диагностики минерального питания растений
Конечно, точный «диагноз» растению поставит только опыт­ный специалист с доступом к ла­боратории, но такие условия могут позволить себе не все производи­тели. Потому не скоро потеряет актуальность полевой метод диа­гностики, который можно интерпретировать в короткий, но очень поленцу тест. Итак, начнем!
 
ФОСФОРНОЕ ПИТАНИЕ
Фосфор - один из важнейших элементов для растения. Подобно азоту, он находится в любой функ­циональной частице растения. Он необходим для многих процессов, но зарекомендовал себя как «батарей­ка» для растения, ведь без фосфора невозможно существование главной энергетической молекулы - АТФ. Но о значении этого макроэлемента стоит говорить, упоминая роль от­дельных фосфорсодержащих соеди­нений: фосфолипиды, фитин, сахарофосфаты, соли кислот.
В растение фосфор поступает в виде ортофосфатов, метафосфатов и пирофосфатов. Но несмотря на ощутимо меньшую потребность растения в этом элементе (в кг на,га), его усвоение часто бывает низким. Выше всего доступность фосфо­ра наблюдается при рН 6,0-7,6, но сильно зависит от состава других ми­неральных веществ в почве. В почве фосфор практически не подвижен, внесение фосфорных удобрений по­вышает его концентрацию локально. Накоплению элемента в верхних сло­ях способствуют растения с глубоко проникающей корневой системой. Корневые  выделения  растворяют апатиты в материнской породе, а по­сле отмирания растения, основная часть фосфора остается в верхних слоях почвы. Больше фосфора и в тяжелых почвах.
 
КОГДА ВНОСИТЬ ФОСФОР?
Существует множество мнений, когда и каким способом вносить фосфорные удобрения. Как это ча­сто бывает, не существует единого верного решения. У этого класса удо­брений есть две главные проблемы: они плохо растворимы в воде и они склоны к переходу в недоступные формы.
В различных почвах фосфор свя­зывается разными элементами. На подзолистых и дерново-подзолистых грунтах он связывается с полуторны­ми окислами (Fе3+, Аl3+). В щелочной среде его связывает обилие кальция (Са2+). Потому в кислой среде фос­фор лучше вносить вместе с извест­няковыми материалами, органиче­скими удобрениями или добавлять азотные удобрения из расчета, что на 0,8-1,0 частей подвижного в почве фосфора должна находиться 1,0 часть нитратного азота. На органи­ческих почвах доступность фосфора увеличивается с активностью микро­организмов.
Выращивая на кислых или ще­лочных грунтах, внесение фосфора - всегда искусство. Классическим стал прием внесения суперфосфа­та осенью (лучший вариант - раз­делить удобрение на два внесения: под вспашку и под культивацию). Но обильное количество влаги осенью может привести к частичному рас­творению гранулы, а значит - пере­ходом элемента в связанную форму.
Весеннее внесение снизит риск фиксации элемента, но потребуется ощутимое количество влаги и вре­мени для растворения гранулы. На богаре большая часть удобрений мо­жет не раствориться вплоть до убор­ки урожая.
Но речь шла об основном внесе­нии фосфора, которое нацелено на регулирование агрофона поля. Глав­ная цель такой операции - создание в почве достаточно высокого уровня присутствия свободных форм эле­мента в течение всей вегетации. Вот только такое внесение не учитывает ряд факторов.
Каким бы не был высоким фон, на ранних фазах развития, когда расте­ние особо чувствительно к дефициту фосфора, не всегда складываются оптимальные условия для его усво­ения. В первую очередь, речь идет о температурах ниже 15°С, которые сопутствуют ранним фазам всего «борщевого» набора. Для преодоле­ния этой проблемы можно добавлять «стартовые» удобрения. Этот метод позволяет вместе с высевом семян вносить быстрорастворимую грану­лу комплексного удобрения, которое содержит основные макро- и ми­кроэлементы, необходимые расте­нию в первые недели вегетации. Вот только стартовые удобрения чаще применяются на зерновых культурах, возделываемых на песках. Их исполь­зование требует особой осто­рожности: гра­нулы не должны контактировать с семенами, а располагаться на небольшом рассто­янии (около 5 см), а почвенный раствор дол­жен иметь невысокую концен­трацию солей. Однако, лишь внесе­ние таких удобрений дает визуально отличимый эффект раннего роста. Он особенно ощутим при достаточ­ном количестве влаги.
Другой путь - добавлять легко­растворимое фосфорное удобрение при протравливании семян. Но каче­ственные семена протравливаются производителем, что лишает фер­мера возможности влиять на состав оболочки.
Несправедливо редко прибегают к локальному внесению удобрений. Согласно различным исследовани­ям, локальное размещение того же количества действующего вещества дает до 30-40% больше эффекта, по сравнению с разбросным внесени­ем. А комбинирование локального и разбросного внесения позволит увеличить засухоустойчивость расте­ний за счет того, что корешки будут «тянуться» за внесенным вразброс фосфором, но и создать устойчивый высокий агрофон в зоне наиболее активной деятельности кор­невой системы.
Исследования показали, что удобрения, вне­сенные локальо большим коэффициентом используются в пер­вый год. Соответствен­но, внесение вразброс позволяет повысить общее содержание фосфора в почве на не­сколько лет (собственно, именно на этот эффект и нацелен данный метод внесения). Но если уровень фосфора в почве высок (что часто встречается на украинских грунтах), то локальное внесение и стартовое применение удобрений без внесения вразброс позволит снизить затраты на систему удобрения без потерь урожайности культуры.
А вот для многолетних насажде­ний удобрение фосфором проводится в три основные фазы. Первая - при достижении температуры почвы в 12-15°С (хотя, для различных культур этот показатель несколько разный). Второе внесение - в фазу бутониза­ции, направленное на активацию энер­гетических процессов в клетках (что увеличит количество сухих веществ в плодах). Третье внесение - осенью, когда ростовые процессы замедляют­ся, но фотосинтез еще не прекращен. Данная операция позволяет растению накопить сахара для перезимовки. Для простоты понимания, эффект от сахаров в клетке можно сравнить со льдом, посыпанным солью. Все дело в том, что температура замерзания воды не всегда равняется 0°С, а зави­сит от концентрации раствора. Каж­дый моль молекул (или ионов) снижа­ет температуру замерзания на 1,86°. А сложные сахара вовсе могут связы­вать воду в пакеты, что также увеличит морозоустойчивость клетки.
 
СТОИТ ЛИ ВНОСИТЬ ФОСФОР?
Многие фермеры считают, что в их почве достаточно высокое содер­жание фосфора, и внесение не даст положительных результатов. Так ли это? Отчасти, да. Действительно, многие почвы, в частности с кислот­ной средой, где фосфор усваивается плохо, имеют большое количество запасов этого элемента, и внесение минеральных удобрений на таких землях не только покажет низкий экономический эффект, но и будет пагубно влиять на экологию. В таких случаях особое внимание стоит уде­лить сидератам с физиологически активной корневой системой. Эти растения могут растворять недо­ступные формы фосфора, накапли­вать их в своей зеленой массе вместе с другими элементами (кальцием, в частности). Особенно актуальны сидераты на подзолистых почвах.
Для фермеров, работающих на богатых органическими веществами грунтах, положительный эффект мо­гут показать биологические препа­раты. Всего 50-100 мл Фосфобактерина на гектар могут увеличить уро­жай на 10-15% (или снизить расход удобрений на аналогичную долю), а стоимость препарата в районе 40-50 рублей за гектарную норму.
Однако следует понимать, что любая технология обеспечения куль­туры фосфором требует детального изучения и комплексного подхода. Иначе, столь дорогой, но нужный элемент лишь упадет грузом в Ваших грунтах.
 
17 простых пунктов позволят Вам в короткое время заметно прибли­зиться к пониманию Вашего расте­ния, а значит избавить себя от лишних расходов, получив взамен прибавку к урожаю (см. таблицу).
 
1.Симптомы дефицита проявляются на старых и нижних листьях (следуйте к пункту 2) или на молодых листьях (пункт 8).

2.Окрас листа изменяется равномерно (пункт 3) или наблюдается хлороз (пункт 5)

3.Листья становятся темно-зелеными, проявляются пурпурные или красноватые опенки - недостаток фосфора. Если нет - пункт 4.

4.Все растение становится светлым, листья - желтые или светло-зеленые без некротических участков - дефицит азота.

5.Хлороз межжилковых участков с некротическими пятнами - дефицит магния, если нет-пункт 6.

6.Нет межжилкового хлороза, наблюдаются ожоги (иногда пятнистость) по краям пластинки - дефицит калия, если нет - пункт

7.Не наблюдается межжилковый хлороз, но видны хлоротические или некротические пятна с четкой границей между живой и мертвой тканью - дефицит хлора.

8.Симптомы наблюдаются на молодых листьях. Точка роста погибает (пункт 9) или остается живой (пункт 11).

9.Листья в точке роста побега светлые у основания, листья на растении скручиваются, становятся хрупкими, наблюдается хлороз на молодых листьях - дефицит бора, если нет-пункт 10.

10.Отмирание точки роста, затем побурение и отмирание других листьев-дефицит кальция.

11.Межжилковый хлороз не наблюдается (пункт 12) или наблюдается (пункт 14)

12.Молодые листья становятся светло-зелеными с нехлоротическими пятнами и полосами - дефицит серы, если нет-пункт 13.

13.Хлороз молодых листьев с некрозом кончиков пластинок (развивается до полного отмирания пластинки) - дефицит меди.

14.Симптомы наблюдаются на молодых листьях (пункт 15), на центральных листьях-пункт 17.

15.Резкий переход между жилками и хлоротическими участками - дефицит железа, если нет-пункт 16.

16.Нет четких границ, наблюдается общая пятнистость листьев - дефицит марганца.

17.Межжилковый хлороз средних листьев, карликовость растения - дефицит цинка.